Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам, в том числе и в области филологии. Пять лет назад на одном из районных семинаров по применению ИКТ в преподавании русского языка и литературы, проходившем в Петербурге, говорилось о первых, робких, хотя и весьма интересных, приёмах работы с компьютером на уроках русской словесности. И пять лет назад, помнится, за круглым столом не было единодушия по поводу широкого использования средств телекоммуникаций в сфере филологического образования. Сегодня же большинство моих коллег считают, что компьютер на уроках словесности не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.
Я использую компьютер на своих уроках в различных целях:
На мой взгляд, все варианты использования ИКТ в образовательном процессе можно разделить на три большие группы: использование одного компьютера (или мультимедийного комплекса) на уроке словесности; уроки русского языка и литературы в кабинете информатики; дистанционное использование компьютера. Рассмотрим каждую из этих групп.
Использование ММК в кабинете словесности
Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым распространённым или популярным средством ИТ в школе является продукт программы PowerPoint — презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.
Я сама очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.
При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно различных ситуациях.
Уроки словесности в кабинете информатики
1. Чаще всего так получается проводить уроки русского языка, причём в средних классах. На них я использую хорошо известные приёмы, применявшиеся и ранее, но без компьютера.
Все эти приёмы носят, кроме дидактического, и соревновательный характер, что является отличным средством повышения интереса к урокам русского языка. Кроме того, всё на ту же мотивацию работает и тот факт, что в этом возрасте учащимся ещё непривычно работать за компьютером на уроках (не информатики) и их увлекает просто новизна процесса. А ещё можно и о себе вспомнить: несёшь ты домой пачку (две! три!) тетрадей или одну дискетку…
2. Многое из того, что я сначала делала сама и только демонстрировала ребятам, теперь постепенно перекладываю на детские плечи с соответствующей дидактической нагрузкой.
3. Очень успешно проходят в компьютерном классе занятия по подготовке к ЕГЭ.
Одной из особенностей работы в КК является организация образовательного пространства: 12 компьютеров на 25 учеников. С одной стороны, это само собой решает проблему соблюдения временных норм работы за компьютером учащихся средних классов (не более 20 минут), а с другой — требует особого внимания при планировании деятельности учащихся на уроке. Отсюда разработка таких форм уроков, как работа в парах и работа в группах (полкласса работает индивидуально за компьютерами, а вторая половина — с учителем или самостоятельно за столом).
Дистанционное использование компьютера
1. Дистанционное обучение через компьютерные сети. К сожалению, пока этот вариант использования ИКТ в своей деятельности я не применяю.
2. Домашнее задание с использованием компьютера. В школе, в которой я работаю, в старших классах практически все имеют дома компьютер, в худшем случае имеют возможность работать на чужом компьютере необходимое время, что позволяет мне задавать “компьютерные домашние задания”.
3. Накопление экзаменационного материала к итоговой аттестации по литературе в 11-м классе. Уже с начала 9-го класса можно начинать собирать материал к экзаменационным вопросам по литературе. Ребята готовят ту или иную тему, сдают её мне на проверку в электронном виде, после чего из их вариантов и, если нужно, моих дополнений собирается ответ на экзаменационный вопрос, который учащиеся и получают как эталонный. Таким образом, к концу 11-го класса у каждого имеются папки (у кого виртуальные, у кого реальные) с ответами на экзаменационные вопросы, мини-антологии поэтов XIX–XXI веков и другой материал, необходимый для успешной сдачи устного экзамена по литературе.
4. Создание презентаций и различных типов эйдос-конспектов. Это процесс творческий. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений.
5. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ.
Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках русской словесности и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведёт к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя, поэтому использование компьютера должно быть грамотно организовано и разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и воспитания.
Примечания
1 Эйдос (от греч. eidos — вид, красота) — термин древнегреческой философии и литературы, первоначально обозначал “то, что видно”, “наружность” (Гомер), затем — субстанциальную идею (Платон).
Эйдос-конспект — это изображение и краткое рассуждение, дающее толкование своего видения темы и образов художественного произведения.
Всего комментариев: 0 | |
Рабочие программы [13] |
Материалы к урокам [6] |
Мои статьи [2] |
Курсы и конкурсы [2] |
Методическая разработка
[1]
Значение поэзии в постижении искусства слова и формировании личности современного школьника
|