Мое "Я"-РЕАЛЬНОЕ –
- это школьный учитель
В детстве мечтала стать актрисой. Родители, к счастью, (как я теперь это понимаю) были категорически против…
На выходе из школы мучилась выбором между филологией и медициной. Но обмороки при виде человеческой крови избавили и от этих мук…
О том, что вернусь в школу в качестве учителя, не думала никогда, даже держа в руках в 1983 году диплом филологического факультета Ленинградского государственного университета.
В школу вошла, как казалось, временно, по семейным обстоятельствам, ну а вот школа с тех пор вошла в меня навсегда.
Возможно, это то, что называется Судьбой, от которой не уйдешь.
Школа стала моей жизнью. Здесь я провожу большую часть своего дня, здесь почти все мои интересы, здесь мои друзья, со школой связано большинство моих мыслей и заветных мечтаний.
Мне нескучно в школе. Я в ней уже более 30 лет. Молодая самоуверенность и категоричность сменились сначала «задумчивой нерешительностью», а в последние годы и вовсе мучительными сомнениями, ибо поистине «кто умножает познания, тот умножает и скорбь».
- это филолог-русист
В эту область своего жизненного пространства я вошла осмысленно и целенаправленно. Филология (буквально «любовь к слову») позволила мне, во-первых, соединить детскую мечту о театре (который, как известно, держится на живом, ярком, образном слове) с главным делом моей жизни. А во-вторых, филологические знания сделали меня посредником между культурой и людьми, причем лучшими из людей — детьми. Я всю жизнь учусь и учу своих подопечных ценить СЛОВО, с помощью СЛОВА слышать, видеть, грамотно излагать свои мысли и понимать мысли других людей. Для достижения результата в своей педагогической деятельности использую различные методические приемы и формы уроков, причем предпочитаю именно синтез традиционных и инновационных технологий, любимый жанр урока – это диалог (причем в любой форме — сократовский диалог или полилог, или просто диалог «ученик-учитель») с элементами петербургской мастерской, или театрализации. Неустанно пытаюсь активизировать учебно-познавательный процесс через поисковую и исследовательскую деятельность, тем самым тешу и свои филологические амбиции. Наглядные результаты этой работы в конкурсных и олимпиадных работах моих учеников, занимающих призовые места как в районе, так и в городе.
- это женщина, мать двух дочерей и классный руководитель
Природой во мне заложено стремлением к созиданию, к красоте. Я ввожу ребенка в мир прекрасного, учу различать добро и зло, бужу его эмоции, его душу, помогаю стать творцом. Я абсолютно уверена, что все дети талантливы, просто «глина, из которой они слеплены», часто «высыхает и твердеет» без участия «золотых рук» и «золотых сердец». А это страшно, ибо, «ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или актера, который, быть может, жил в тебе когда-то». Вот почему много личного времени посвящаю внеурочной работе: устраиваю Литературные гостиные, провожу уроки в Русском музее, работаю над филологическими проектами, вожу своих учеников «в гости» к русским классикам — в литературные музеи как Санкт-Петербурга, так и других российских городов (в Тарханы (г.Пенза), Болдино (г.Нижний Новгород), в Спасское-Лутовиново и Ясную Поляну (г.Тула) и др.)
- это рефлексирующая личность.
Статьи Ш.А.Амонашвили и Л.С.Выготского научили меня в свое время, что урок может оказаться успешным, только если основан на анализе психологического состояния класса, группы, ученика, на саморефлексии учителя.
- Знаю ли я в действительности, как мои ученики воспринимают мир?
- Могу ли я взглянуть на себя их глазами?
- Построен ли мой урок так, чтобы каждый ребенок мог продемонстрировать свои возможности?
- Пробуждает ли мой стиль преподавания у школьников интерес к предмету и любовь к Слову?
Моя психологическая задача в том, чтобы у ученика не пропадала вера в собственные силы, чтобы уверенность в себе и окрыленность успехом, радость от встречи с прекрасным не покидали его.
На этом строится моя педагогическая философия.
- это любознательный человек.
Очень люблю познавать новое или доселе мне неизвестное. Очень люблю учиться и не только в связи с профессией, но и, казалось бы, «ненужным» навыкам и умениям: рисованию, компьютерным технологиям и моделированию одежды. Все это позволяет мне не растворяться профессии, не укладываться в должность как в футляр, а сохранять способность радоваться различным проявлениям жизни, дает возможность критически оценивать себя.
Итак, мое Я-РЕАЛЬНОЕ «многоголовое», разное, потому что жизнь разная и дети разные.
Мое "Я-ИДЕАЛЬНОЕ" формулируется коротко и точно:
«УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ = ЗНАТОК + АРТИСТ + ВРАЧ»
Эта формула Е.Н. Ильина в свое время, с одной стороны, окончательно убедила меня, что не было в моей жизни случайностей, а с другой стороны, стала моим ИДЕАЛЬНЫМ "Я".
Конечно, от воплощения до идеала зачастую расстояние еще очень велико, но опыт 30-летнего учительства то сокращает это расстояние, давая необыкновенный подъем духа и творческих сил, то удлиняет настолько, что хочется все бросить…
К счастью, русская словесность в школе — это удивительный, в силу своей специфики, предмет, ибо встреча с прекрасным и родным — это чудо. И я, ежедневно причащаясь к этому чуду, становлюсь сильной.
Учитель должен быть сильным и интересным. Интересным прежде всего себе, чтобы быть интересным для окружающих. Вот почему я меняю себя, ищу и рискую, фантазирую и изобретаю, творю свой урок, веду за собой своих учеников вначале по общему пути поиска и открытий, грез и сомнений, чтобы потом у каждого из них был свой неповторимый путь.