Многие годы я, как учитель-словесник, отдавала предпочтение урокам литературы, считая их сложнейшими в системе школьного образования и наиболее важными для интеллектуального и духовно-нравственного развития личности ученика. Любимые педагогические технологии (диалоговые, развития критического мышления, лабораторная работа, исследование, семинар, деловая игра) я осваивала и "подстраивала под себя" тоже прежде всего на уроках литературы. Но в последнее время считаю главной работу на уроках русского языка. Не только потому, что уровень грамотности катастрофически падает, не только потому, что активно занимаюсь подготовкой своих учеников к государственной итоговой аттестации, к единому государственному экзамену, но и потому, что ... "без русского языка не сколотишь и сапога", "русский язык сила слабого" и "русский язык горами качает: языком, что рычагом" и т. п. Уроки литературы не приносят удовольствия и удовлетворения, если на них звучит косноязычие, если письменные ответы объёмом в 5 предложений содержат 10 орфографических ошибок, если талантливые стихи ученика рифмуются орфоэпическими ошибками в словах ...
Задача современных уроков русского языка, на мой взгляд, — дать понять ученику, что грамотная устная и письменная речь являются важнейшим условием реализации жизненных планов человека, независимо от профессии и сферы деятельности. Причём формирование учебной мотивации должно охватывать урочную и внеурочную деятельность. Нельзя ограничиваться только традиционными уроками русского языка, потому что зачастую у ребят формируется ошибочное представление о том, что уроки русского языка и окружающая их жизнь — это непересекающиеся миры. "Кто же так говорит в обычной речи?" или "А вот в ток-шоу по телевизору говорят не так!" — слышу я то и дело от своих учеников. Деловые игры, мастерские, семинары, тематические классные часы, диспуты, коллективные и индивидуальные беседы с учащимися и их родителями — вот неполный перечень классных и внеклассных мероприятий, помогающих мне делать из пассивных учеников-исполнителей и носителей просторечного языка активных соучастников учебного процесса и знатоков литературных норм языка. Если для ученика станет ясной и важной мысль о том, что знания по русскому языку нужны ему не только для сдачи ОГЭ или ЕГЭ, но и необходимы в ежедневной жизни, начиная с умения правильно формулировать свои мысли, высказывать и отстаивать свое мнение и заканчивая потребностью отправлять грамотные sms-ки приятелям, то заинтересованность такого ученика в изучении родного языка резко возрастёт, а следовательно, и результат обучения будет выше.
Для решения этой важнейшей задачи от меня, учителя-словесника, требуется как освоение новых технологий, создание новых методов и приемов работы, так и трансформация старых. На уроках русского языка отлично работают такие мои любимые "литературные" технологии, как диалоговая, ТРКМ, творческая мастерская, проектная, игровая, ИКТ. На основе этих педагогических технологий я разрабатываю нетрадиционные формы уроков, которые помогают мне работать более эффективно и достигать поставленных целей. Один из таких уроков, пожалуй, самый распространённый в школе, но всегда новый и интересный — это урок-игра.
Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека. Доказано, что игра, являясь развлечением и отдыхом, способна перерасти в обучение и в творчество. Реализация игровых приёмов и ситуаций при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ происходит по таким основным направлениям:
Данная технология помогает моим ученикам избавляться от штампов и комплексов, она позволяет приблизить материал урока к жизни, интегрировать различные области знаний. Прелесть таких уроков заключается ещё и в том, что их можно перенести на любое предметное содержание. Нужно только не забывать три важных требования к уроку-игре:
При всей эффективности работы игровой технологии необходимо всё же умеренно использовать игры на уроках. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения, поэтому я чаще применяю уроки-игры при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различаю контролирующие и обобщающие игры, которые могут занимать лишь определённую часть урока (начало, середина или конец; закрепление знаний, умений, навыков; повторение и систематизация изученного).
В моей методической копилке есть различные варианты использования игровых технологий на уроках:
В последнее время я многое делаю с учётом подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, поэтому игры содержат языковой материал экзаменов прошлых лет, а также различных пособий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ (см. "Список источников").
Так, например, электронная версия "Орфоэпической дуэли" (см. Слайды №2-3) построена на материале "Орфоэпического словника" из материалов сайта ФИПИ (КИМ-2013). Её можно использовать как лингвистическую пятиминутку (или тренажёр выполнения задания А1) на любом этапе урока. Продолжают составлять данное электронное пособие после консультации с учителем сами ученики (в качестве индивидуального задания к уроку).
Игра "Кто хочет стать грамотеем?" (см. Слайды №4-13) содержит материалы части А с выбором правильного ответа из четырёх предложенных вариантов. Она проходит по шаблону телевизионной версии "Кто хочет стать миллионером?": с подсказками ("помощь класса", "50 на 50", "вопрос однокласснику", "право на ошибку") и с "несгораемыми оценками". В Приложении №2 даётся только один вариант такой игры, который предназначен для опроса одного ученика. Если же повторению вы посвящаете весь урок, то варианты игры для меняющихся игроков, соответственно, тоже используете разные. Несколько вариантов могут быть связаны в одной презентации с помощью гиперссылок.
Урок "Своя игра" я использую, как правило, в качестве зачёта по пройденной(-ым) теме(-ам). В данном случае (см. Слайды №14-33) это зачёт по морфологии с включением заданий ЕГЭ типа 4, 13-15. В проведении этого урока возможны варианты: могут соревноваться три участника, как в телевизионной игре, или три группы учеников (по рядам, например), а могут и индивидуально все ученики. Создав шаблон электронной презентации "Своя игра", я также привлекаю старшеклассников к участию в создании вариантов подобных презентаций.
Если приведённые игры рассчитаны на разновозрастную аудиторию школьников, то "Брейн-ринг"и "Что?Где?Когда?" пользуются популярностью в средней школе у 5-8-х классов. Эти игры исключительно командные (оптимально по 5-6 человек в группе). На слайде №35 даны правила и материалы игры "Брейн-ринг" по теме "Лексика. Орфография". В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь мини-коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Итак, для меня игра на уроке — это форма деятельности учащихся, в которой не только осознается и обобщается изученная тема, но и тренируется память, развивается внимание, вырабатываются речевые умения и навыки, растёт познавательный интерес к предмету, открывается простор для личной активности и творчества. Вот почему наряду с тем, что я стараюсь сделать каждую игру интересной, так как участники должны получать от неё удовольствие, я большое внимание уделяю тому, чтобы она учитывала уровень подготовленности учащихся и их психологические особенности, соответствовала и определенным учебно-воспитательным задачам, и программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, и требованиям стандарта. Подготовка такого урока предполагает большие затраты времени и серьёзную работу. Зато с каким азартом работают ученики 5-7 классов и с каким нетерпением они ждут таких занятий! А эффективность этой работы в старших классах подтверждается не только результатами ЕГЭ и ГИА (средний балл по школе выше среднего по району и городу), но и устойчивым интересом к изучению родного языка.
Список источников
Всего комментариев: 0 | |
Рабочие программы [13] |
Материалы к урокам [6] |
Мои статьи [2] |
Курсы и конкурсы [2] |
Методическая разработка
[1]
Значение поэзии в постижении искусства слова и формировании личности современного школьника
|