24Ноя 2024
Всероссийский конкурс сочинений 2020 года

Положение о проведении Всероссийского конкурса сочинений в 2020 году

Вебинар "Всероссийский конкурс сочинений 2020:подготовка и проведение" можно посмотреть ЗДЕСЬ: https://www.youtube.com/watch?v=qWSBbceXt3U&t=644s 

или ЗДЕСЬ: https://spbappo.ru/vserossiyskiy-konkurs-sochineniy/ 

  1. Тематические направления Конкурса:

1) «История разведки – история страны»: 100-летие Службы внешней разведки Российской Федерации

Данное тематическое направление добавлено в рамках проведения мероприятий в честь 100-летия Службы внешней разведки Российской Федерации. 20 декабря 1920 года – день, с которого ведется отчет истории отечественной Службы внешней разведки. История отечественной внешней разведки – это неотъемлемая часть истории нашей страны. Изучать её полезно и познавательно. Воспоминания разведчиков, изучение их личностей, историй жизни могут быть положены в основу сочинений. Рекомендуется ознакомиться с экспонатами музеев Службы внешней разведки, литературными произведениями, художественными и документальными фильмами.

2) «И 100, и 200 лет пройдет, никто войны забыть не сможет…» (К. Симонов): 2020 год – Год памяти и славы.

Данное тематическое направление представляет широкий диапазон возможностей для раскрытия, в основу сочинений могут быть положены семейные истории, воспоминания, рассказы о войне; памятные события времен Великой Отечественной войны; рассказы о городах воинской славы, памятниках, мемориалах, посвященных героям войны, улицах, названных в честь героев; результаты работы поисковых отрядов и патриотических объединений; литературные произведения (прозаические и стихотворные), дневники, песни, кинофильмы о войне; размышления о войне, фашизме как абсолютном зле, важности сохранения исторической памяти потомками.

3) «Он гением блистал в бою любом…» (Дж. Г. Байрон): 290-летие со дня рождения А.В. Суворова.

В рамках данного тематического направления сочинения могут быть посвящены как непосредственно русскому полководцу А.В. Суворову: его военной карьере, сражениям и победам, вкладе в военную науку, так и исторической эпохе, в которую жил А.В. Суворов, роли личности в истории, памятниках и мемориальных музеях, посвященных А.В. Суворову, литературных произведениях и кинофильмах о событиях эпохи А.В Суворова.

4) Самый холодный материк на Земле: 200-летие открытия Антарктиды экспедицией Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

Сегодня Антарктида и прилежащие острова – единственная территория на земном шаре, которая не принадлежит ни одному из существующих государств. Сочинения в рамках данного тематического направления могут быть посвящены историческому экскурсу в событие двухсотлетней давности, уникальности южного полярного материка, работе научных станций в Антарктиде, роли и места Антарктики в глобальных природных и социальных процессах, будущему материка.

5) Охраняя растения, охраняем жизнь: 2020 год – Международный год охраны здоровья растений.

По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН здоровье растений оказывается во все большей опасности. Изменение климата и деятельность человека меняют экосистемы, сокращают биоразнообразие и создают новые ниши, в которых плодятся вредители. Охрана здоровья растений способствует ликвидации голода, снижению уровня нищеты, охране окружающей среды и содействует экономическому развитию. Таким образом, в рамках данного тематического направления должны быть раскрыты проблемы экологии и безопасности окружающей среды, роли растений в поддержании жизни на нашей планете.

6) «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок» (Г.Х. Андерсен): от «зеленой» школы к «зеленой» планете.

Это ещё одно направление, посвященное экологической проблематике. Если тематическое направление «Охраняя растения, охраняем жизнь» затрагивает узкую проблему экологии, рассматриваемую на международном уровне, то в рамках данного тематического направления мы предлагаем пойти от собственного опыта, от роли каждого человека в решении экологических проблем, от конкретных шагов, которые может сделать каждый, чтобы защитить жизнь на Земле. Для счастливой жизни человеку нужно совсем немного, и бездумное потребление ресурсов, загрязнение планеты, освоение и внедрение новых технологий без оглядки на вопросы этики и экологии, в конечном итоге, не принесут счастья никому, могут приблизить экологическую катастрофу.

7) «У математиков существует свой язык – это формулы»: 170-летие со дня рождения С.В.Ковалевской.

Данное тематическое направление может рассматриваться максимально широко и включать в себя экскурсы в историю, актуальное состояние и перспективы развития математической науки, рассмотрение локальных проблем, таких как изучение математических наук в школе, стимулирование интереса к этой области знаний у школьников и др.

8) «Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание» (К.Паустовский): юбилеи российских писателей:

  • Е.А.Баратынский (220),
  • А.А.Фет (200),
  • А.Н.Апухтин (180),
  • А.П.Чехов (160),
  • И.А.Бунин (150),
  • А.И.Куприн (150),
  • А.С.Грин (140),
  • Андрей Белый (140),
  • А.А.Блок (140),
  • Саша Черный (140),
  • Б.Л.Пастернак (130),
  • С.А.Есенин (125),
  • О.Ф.Берггольц (110),
  • А.Т.Твардовский (110),
  • Ю.М.Нагибин (100),
  • Д.С.Самойлов (100),
  • И.А. Бродский (80).

В сочинениях в рамках данного тематического направления следует избегать пересказа биографий писателей и содержания их произведений, избыточного цитирования историко-литературных источников. Желательно, чтобы в сочинении нашел отражение смысл, заложенный в формулировке «Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание», звучал ответ на вопрос, почему современный читатель обращается к произведениям этих писателей и поэтов, прочитывалось личное отношение автора работы к их творчеству.

9) «Книга – это духовное завещание одного поколения другому» (А. Герцен): юбилеи литературных произведений:

  • 200 лет со времени публикации поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина (1820),
  • 190 лет со времени написания «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина (1830),
  • 190 лет со времени написания цикла «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина (1830),
  • 180 лет со времени публикации романа «Герой нашего времени» и поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтова (1840),
  • 150 лет со времени издания романа «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина (1870),
  • 140 лет со времени издания романа «Господа Головлёвы» М.Е.Салтыкова-Щедрина (1880),
  • 120 лет со времени издания рассказа «Антоновские яблоки» И.А.Бунина (1900),
  • 110 лет со времени выхода сборника стихотворений «Вечерний альбом» М.И.Цветаевой (1910),
  • 90 лет со времени издания в Берлине романа «Защита Лужина» В.В.Набокова (1930),
  • 90 лет со времени написания повести «Котлован» А.П.Платонова (1930),
  • 90 лет со времени написания и публикации стихотворения «Вот какой рассеянный» С.Я. Маршака (1930),
  • 80 лет со времени написания и публикации повести «Тимур и его команда» А.П.Гайдара (1940),
  • 80 лет со времени первого полного издания романа в четырех книгах «Тихий Дон» М.А. Шолохова (1940),
  • 60 лет со времени выхода в свет романа «Кащеева цепь» М.М. Пришвина (1960),
  • 60 лет со времени публикации поэмы «За далью – даль» А.Т.Твардовского (1960),
  • 50 лет со времени выхода из печати сборника стихотворений «Уроки музыки» Б.А.Ахмадулиной (1970),
  • 50 лет со времени публикации повести «Сотников» В. Быкова (1970),
  • 50 лет со времени публикации повести «Белый пароход» Ч.Айтматова (1970).

Формулировка «Книга – это духовное завещание одного поколения другому» предполагает обращение к читательскому опыту участников Конкурса, понимание литературных произведений как духовного наследия поколений. Не следует пересказывать произведение, подменять сочинение о книге сочинением об авторе, рассуждать о значении книг в жизни человека вообще, злоупотреблять цитатами. В то же время приветствуется уместное, грамотное и корректное использование художественного текста, литературоведческого и литературно-критического материала, обращение к историко-литературному контексту.

10) «Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым!» (Альберт Эйнштейн): 2018-2027 годы – Десятилетие детства в России.

Данное тематическое направление посвящено Десятилетию детства, объявленному в России на период с 2018 года по 2027 год Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 2401. В сочинениях в рамках этого тематического направления желательно сделать акцент на то, какое значение в современной России придается детям, детству, проблемам подрастающего поколения, как изменилось положение детей в социуме, как сами дети видят себя в настоящем и будущем, с какими проблемами сталкивается ребенок и какие победы может одерживать.

11) Человек, общество и освоение новых видов энергии: 100 лет плану ГОЭЛРО.

Данное тематическое направление предполагает рассмотрение актуальных для современного мира проблем энергетики: бережного использования энергетических ресурсов, развитие возобновляемой («зеленой») энергии, взаимосвязи энергетики и экологии, использование мирного атома. Тематическое направление позволяет перекинуть мост из прошлого в будущее, пофантазировать, как будет развиваться энергетическая отрасль, какие источники получения энергии будут использовать наши потомки

Выбор тематического направления осуществляет участник Конкурса. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления.

2. Жанры письменных работ в рамках Конкурса:

рассказ (небольшое повествовательное литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии из жизни героя. Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеет одну сюжетную линию),

сказка (эпическое произведение фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В сказке ставятся эстетические, моральные, социальные проблемы); 

письмо (эпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера; обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса или к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности); 

дневник (форма повествования, которое ведется от первого лица (реального или вымышленного). Дневник содержит записи о текущих событиях, представляемых в хронологическом порядке. Этим обусловлена композиция дневника: разбиение текста на части обусловлено датой произошедшего события. Рассказ о событиях всегда ведется от первого лица, выбор темы дневниковых записей определяется личными интересами автора); 

заочная экскурсия (1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность. 2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения);

очерк (в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка – писание с натуры);

репортаж (жанр журналистики, оперативно сообщающий широкому кругу людей о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В композиции репортажа можно выделить три части: 1) экспозиция (краткое описание места, времени, участников события); 2) информационный блок (характеристика события, диалоги с участниками, описание деталей, которые, по мнению автора, наиболее точно отражают суть происходящего); 3) заключительная часть (краткая авторская оценка события, которому посвящен репортаж); интервью – жанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями мнениями), представляющей интерес для публики); 

интервью (жанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями мнениями), представляющей интерес для публики);

слово (литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением); 

эссе (жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Выбор темы эссе определяется личным интересом автора);

рецензия (критическая статья или заметка, в которой содержится критический разбор произведения – художественного, научного, публицистического характера и т. п., – дающий информацию об этом произведении и его оценку. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединённых по какому-либо признаку, называется обозрением. Предметом рецензии являются информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Суть рецензии – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению).

Жанр конкурсной работы участник Конкурса определяет самостоятельно.

 

Просмотров: 800 | Добавил: makprint934 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Полезные ссылки
Мы вКонтакте