План (структура) итогового сочинения:
1. Вступление (60-70 слов): отражение идеи будущего сочинения и введение в круг рассматриваемых проблем (определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.)
Тезис (основная мысль) вступления:
- Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.
- Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
- Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.
Связка — переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой). Необходимо плавно переходить от вступления к основной части, от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении ("эта проблема волновала многих писателей-классиков…", "очень остро этот вопрос поставлен в произведениях…", "многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…")
2. Основная часть (включающая несколько микротем, абзацев!) — 200- 250 слов — раскрывает идею сочинения и отвечает на связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений-тезисов.
- По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
- Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
- Оптимaльнoe кoличeствo – два.
- Кaждoму тeзису соответствует свoй apгумeнт!
Тeзис №1 (основная мысль сочинения в 20-30 слов ) + один аргумент
Аргумент состоит из трёх элементов:
- Обращение к литературному произведению - называете автора и произведение, его жанр (если не знаете, то пишете — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
- Его анализ или интерпретация - обращатесь к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуете героя(-ев). Обязательно упоминаете автора («автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает», «поэт рисует» , «автор считает» и т. п.) Если писать только о том, что делают герои («герой пошёл туда-то, сделал то-то»), то это будет уже не анализ, а простой пересказ.
- Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части вы формулируете основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме («писатель приходит к выводу... , « автор предупреждает читателей об опасности таких мыслей, действий... » и т. п.)
Связка между тезисами или аргументами (если тезис один)
Тeзис №2 + второй аргумент
Микровывод №2 ("После прочтения этого произведения становится понятно…", "После знакомства с героями произведения понимаешь… ", "Прочитав произведение, осознаешь…", "Автор стремился показать...", "Автор, вероятно, надеялся, что читатель поймёт… ")
3. Заключение (60-70 слов) подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки:
- Конечный вывод не должен повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
- Не используй пафосные лозунги «Помните о павших героях Великой Отечественной войны!» . Глаголы 2-го лица («берегите» , «уважайте» , «помните») лучше заменить безличными формами «нужно», «важно» и т. д.
- Выражение надежды на лучшее, нечто позитивное в конце сочинения позволит избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок
- Цитата, подходящая по смыслу и высказанная уместно.