Контрольная работа по теме «Имя существительное»
ШИПОВНИК
Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Шиповник — лесное растение. Аромат цветков, как у розочки. Плоды — красные ягоды с толстой кожицей.
Шиповник бывает разных видов. Самый красивый растет на острове Сахалине. Его листья кажутся бархатистыми, так как они все в мелких морщинках. Плоды такие крупные, что их зовут сахалинскими яблоками. Морщинистый шиповник селится у самой кромки морского берега. Плоды падают в воду, плывут мимо пляжей и скал. Прибой подхватывает их и разбивает о камни. Семена высыпаются. Волны перетирают их с песком. Кожура становится тоньше. Семена быстро прорастают. И на пляже прибавляются новые кусты шиповника.
В Средней Азии высоко в горах растут шиповники с белыми и золотистыми цветками. У всех шиповников мощные корневища крепкие, как железные прутья. Они хорошо укрепляют почву. Даже сильные ливни не смывают почву с гор, где растет шиповник.
(А. Смирнов)
(142 слова)
Грамматическое задание
1) «имя существительное + глагол»: в горах растут, на пляже прибавляются и д
2) «имя прилагательное + имя существительное»: дикой розы, лесное растение, красные ягоды и др.
Шиповник — лесное растение. (повест., невоскл., простое, двусост., распр.) – над словами надписано сущ. — прилаг. сущ., слова подчёркнуты прямой, затем волнистой и двойной прямой линиями
I. Шипы — (что?) им.сущ., обозначает предмет
II. Н.Ф. — шип (что?)
пост. пр.: неодуш, нариц., м.р., 2 скл.
непост. пр.: во мн. ч., Вин.пад
III. встретишь (что?) шипы (последнее слово подчёркнуто пунктиром)
Распространённые ошибки учеников в тексте:
1) моЩНые корневища – по правилу русского языка Ь не пишется между согласными в буквосочетаниях -НЩ-, -ЩН-, -РЩ-, -ЧН-, -НЧ-, -ЧК-, -ЧТ-!
2) Тире между подлежащим и сказуемым: шиповник — растение, плоды — ягоды
3) Запятая в сравнительном обороте перед КАК: аромат цветков, как у розочки
4) Согласование нарицательного имени с именем собственным: на острове Сахалине (ошибка не грубая, не учитывалась при снижении балла. И тем не менее, давайте запомним:
Названия озер, заливов, проливов, каналов, бухт, островов, полуостровов, гор, горных хребтов, пустынь и т.п., как правило, не согласуются с родовыми наименованиями, например: на озере Байкал (также: на Ильмень-озере), за островом Новая Земля; на острове Ява; на полуострове Флорида
Варианты согласования относятся к немногим хорошо знакомым названиям, которые часто употребляются самостоятельно, без родового наименования, например: мимо острова Цусимы; северная половина острова Сахалина; на острове Сицилии; в пустыне Сахаре.)
Распространённые ошибки учеников в грамматическом задании:
4) Ко второму склонению не относится слово «растение», так как оно оканчивается на -иЕ (имеет отличные от слова «морЕ», например, с тем же окончанием в ед.ч., окончание в Предл. падеже). И слово "Азия" не относится к 1 скл. по той же причине. Сущ. на -иЯ, -иЕ, -ий мы с вами выделяли в таблице особо!
7) глаголы "растёт" (вместо растение) и "перетирает" с чередующимися корнями не подходят, так как в задании просят выписать существительное.
8) слова "железные, каменные, бархатистые" – это всё прилагательные, а не существительные - вещества; слово "железо" вообще отсутствует в тексте
9) не являются словосочетаниями такие сочетания слов, как листья кажутся, семена высыпаются, семена прорастают, шиповник селится, ливни не смывают, растут шиповники, волны перетирают, прибой подхватывает, плоды падают, кожура становится. Это грамматические основы предложений!
10) Оценка снижается, если не надписаны части речи, не дана характеристика в скобках или чего-то в этой характеристике пропущено. Слово в Вин.пад. не может быть подлежащим.
Всего комментариев: 0 | |
Материалы к урокам [28] |
Дистанционное обучение [21] |
5 КЛАСС [17] |
6 КЛАСС [2] |
9 класс [2] |
10 КЛАСС [20] |
11 КЛАСС [6] |
Конкурсы и олимпиады [3] |
Итоговое сочинение [18] |