ТЕМА ««Мысль народная» в эпопее «Война и мир». Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа
Уроки №44 и №45 "Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа" на РЭШ
1) Выполнение тренировочных и контрольных заданий к уроку. (Для зарегистрированных и присоединённых к личному кабинету учителя учеников)
ИЛИ
2) Проведите письменный анализ эпизода «Бородинское сражение» по предложенному плану.
- Обратите внимание: план очень подробный и примерный (композиция и сами аспекты анализа могут быть вами сформулированы самостоятельно).
- Это может быть как связный текст сочинения-рассуждения, так и не связанные между собой ответы на вопросы.
- При оценке данной работы особое внимание уделяется вашему знанию и использованию в анализе текста романа (имена, поступки и слова героев, последовательность событий и т.п.)
- Работа может быть выполнена как письменно в тетради, так и в Word.
Примерный план письменного анализа эпизода «Бородинское сражение» (том 3, часть 2):
- Бородинское сражение — кульминационный пункт в развитии действия романа (Почему это кульминация?)
- Композиция описания сражения. Роль описания Толстым «диспозиции» (Зачем так подробно она представлена в гл.20?). Почему сражение во многом показано глазами Пьера?
- Как ведут себя представители разных сословий, слоев русского общества накануне Бородинского сражения? (Например: сцена оставления Смоленска (гл.4); салоны Жюли Карагиной, Элен, Анны Павловны Шерер (гл.7); богучаровский бунт (гл.14))
- Мысли об этой войне всего народа: солдат, ополченцев, офицеров. Влияние «великого завтрашнего дня» на всех героев. Единство настроения всех участников сражения:
- Как Пьер убедился в справедливости слов старого солдата «Всем народом навалиться хотят»? (Встреча графа Безухова под Можайском с обозом раненых и мужиками-ополченцами (гл.20));
- Как объяснить, что в Бородинском сражении принимает участие Долохов? (Разговор Пьера с Борисом Друбецким, Кутузовым и Долоховым (гл.22));
- Почему князь Андрей, «Тимохин и вся армия» (слова князя Андрея) были уверены в победе? (гл.24-25);
- Справедливы ли слова князя Андрея, что французов «надо казнить»?
- Мужество, героизм и патриотизм участников боя:
- Как ведут себя солдаты и офицеры батареи Раевского? (гл.31-32)
- Нашёл ли Пьер своё место среди солдат на батарее Раевского? (гл.30)
- Каково поведение князя Андрея и его полка на поле боя? (34-39))
- Как ведут себя французы во время сражения? (гл.26-29)
- Как ведут себя Наполеон и Кутузов в битве? (гл.33-35)
- Роль пейзажа в описании битвы (Зачем автор показывает, как «по солнцу и под солнцем» идёт сцена боя?) (гл.30-39)
- Бородино — нравственная победа русских. (Каковы выводы Толстого об итогах сражения?) (гл.39)